В своем обзоре от тридцатого января 2013 года Верховный Суд РФ внес ряд существенных уточнений и поправок, которые в значительной степени повлияют на страховой рынок и стоимость страховок. Одним из ключевых решений является отказ от учета изношенности автомашины при вычислении размера страховой выплаты: «Включение в договоры страхования условий о возмещении ущерба с учетом износа частей, узлов и агрегатов транспортных средств не основано на законе». Это нововведение наверняка неоднозначно скажется на ситуации со страхованием автомобилей в целом, а особенно на страховании по КАСКО.
Почти все страховые аналитики и эксперты сходятся во мнении, что подобное решение приведет к подорожанию страховых полисов для рядовых автомобилистов. Таким образом, данное решение Верховного суда является крайне неоднозначным, ведь помимо цели по защите интересов добросовестных страхователей автомобилей новые поправки увеличивают денежное бремя страховых компаний, которые наверняка захотят сохранить текущие нормы прибыльности. А сделают они это, разумеется, за счет роста цен на страховые продукты.
Причиной данного решения является сложившаяся на рынке страхования ситуация, когда учет износа определялся в каждом конкретном случае по-разному, чем вызывал массу споров между страховщиками и автомобилистами, которые при подборе устраивающего их варианта страхового полиса могли сами выбирать нужный им вариант вычисления компенсаций и могли рассчитать КАСКО по оптимальной для них цене. И фактически большинство приобретенных страховок имели в себе пункт об учете износа машины, но за счет этого имели менее высокую цену. Однако же в случае ДТП или несчастного случая начислялись суммы, которых редко было достаточно на полноценный ремонт в качественном сервисе. Владельцу авто нужно было либо долго и нудно судиться со страховой компанией, либо самому добавлять нужную на восстановление сумму.
Страховые же тарифы КАСКО без учета изношенности обходились заметно дороже, но и в этом случае не всегда гарантировали достаточные выплаты и отсутствие сложностей в будущем. Отдельным проблемным пунктом был выбор сервиса для проведения восстановительных работ, так как чаще всего автовладельцы желали отремонтироваться у официального дилера своей марки. Однако же цены на ремонт в таких сервисах существенно выше рыночных и не вызывали оптимизма у представителей страховых компаний.
Теперь получается, что любой автовладелец, застраховавший свою машину по КАСКО сможет потребовать возмещения своего ущерба без учета износа, независимо от условий страховки, которые он выбирал при подписании страхового договора. И в случае рассмотрения дела в суде подобные иски должны будут быть удовлетворены. Также данное решение Верховного суда лишило владельцев машин и страховые компании возможности выбирать пункт «учитывать износ или нет» в калькуляторе КАСКО ,- и выбора типа страховки у обычных автомобилистов теперь не осталось — только самый полный вариант услуги. Для примера, на новую автомашину, купленную в автосалоне, такой пункт для КАСКО стоил в среднем от 15 процентов всей стоимости полиса. А уже на подержанную машину доходил до астрономических 50 и выше процентов. Таким образом, теперь цена полиса автостраховки для владельцев машин возрастет минимум на 15 процентов, а в среднем значительно выше. Это же судебное постановление помимо страхования КАСКО влияет также на ряд других важных моментов в страховании, которые наверняка тоже приведут к росту страховых тарифов…